line decor
     Главная >>  
line decor
 
 
 
Петька на даче Валя Ангелочек Кусака

21 августа 2021 года исполняется 150 лет со дня рождения прозаика, драматурга, публициста, художника, одного из пионеров цветной фотографии в России Леонида Николаевича Андреева (1871-1919). Предлагаем вашему вниманию громкие чтения некоторых его рассказов о детях и  для детей, входящих в школьную программу начальной школы, и предваряющую беседу о детях в творчестве писателя.
Для многих андреевских героев-детей характерно преждевременное, вынужденное, взросление. Лишенные детства внешними обстоятельствами, они часто берут на себя «взрослые» функции, выполняя ежедневную тяжелую работу («Петька на даче»), ожесточаются, теряя радость жизни («Ангелочек»). В рассказе «Алеша-дурачок» (1898) Андреев, ведя повествование от лица одиннадцатилетнего мальчика из благополучной семьи, поднимает проблему взросления детской души через осознание царящей в жизни несправедливости. Встречи с местным «дурачком», попрошайкой Алёшей, и окружающими его взрослыми, эксплуатирующими его бедственное положение ради личного обогащения или равнодушными к несчастьям ребёнка, становятся для барчонка «школой внутреннего роста, нравственного возмужания».
В некоторых рассказах («Валя», «Цветок под ногою») дети, сталкиваясь с первыми испытаниями и разочарованиями, проявляют большую зрелость и мудрость, чем взрослые. Размеренная благополучная жизнь маленького Вали из одноименного рассказа (1899) нарушается внезапным приходом посторонней женщины, заявляющей, что она его настоящая мама и хочет забрать его с собой. Первая реакция мальчика — детская: недоумение и испуг. Но постепенно, слыша отдельные слова из разговоров приемных родителей, оказавшихся «тётей» и «дядей», а не «мамой» и «папой», в душе мальчика зарождается чувство жалости и некоторой расположенности к этой «чужой», которую все время называют «бедной». Валя, уже научившийся читать и предпочитающий книги любому другому времяпрепровождению, в это время читает сказку Андерсена «Русалочка», проникается глубокими сопереживанием и симпатией к героине. Русалочка в его сознании — тоже «бедная». И когда новая, настоящая, мама приходит окончательно забрать его, он уже сделал непростой и очень взрослый выбор — пойти с ней, чтобы пожалеть, принеся при этом в жертву собственные интересы. Новое жильё Вали — маленькая грязная комната с кроваткой, которую он уже давно перерос, и игрушками, заранее купленными мамой специально для него, но которые ему совершенно не интересны. Не желая огорчать женщину, он говорит, что игрушки хорошие, но, поймав разочарованный взгляд ребенка, та заливается слезами от обиды, что не смогла порадовать дитя, с которым была разлучена много лет. И тогда Валя «положил свою красную ручку на большую, костлявую голову матери и сказал с тою серьезною основательностью, которая отличала все речи этого человека: — Не плачь, мама! В игрушки играть мне не хочется, но я буду очень любить тебя. Хочешь, я прочту тебе о бедной русалочке?». «Взрослая» сознательность маленького ребенка становится первым шагом к построению будущего счастья двух родных, но впервые оказавшихся вместе людей — сына и матери.
В рассказе «Цветок под ногою» (1911) Андреев точно передает «психологическое состояние маленького героя, который стремится вести себя как взрослый». Маленький Юра Пушкарев на празднике по случаю маминых именин становится свидетелем измены матери отцу, что потрясает душу ребенка обидой на одного родителя за другого. Увиденная сцена становится первым настоящим, «взрослым», разочарованием в жизни мальчика, разрушающим его идиллическое детское представление о мире. В эмоциональном потрясении он нападает с кулаками на собеседника отца во время их жаркого спора, желая защитить и так уже обиженного папу, а вечером, перед сном, когда мама приходит к нему пожелать спокойной ночи и плачет перед детской кроватью на коленях, успокаивает уже её, прощая: «Юра поднял обе руки, обнял мать за шею и крепко прижался горячей щекою к мокрой и холодной щеке — ведь все-таки мама, ничего не поделаешь. Но как больно, как горько!».
Дети, таким образом, в произведениях Л. Н. Андреева наравне с взрослыми «проходят суровую школу жизни, приобретают собственный опыт весьма дорогой ценой». У Андреева вообще приобретение жизненного опыта — это путь страдания, вызванного внешними обстоятельствами или внутренними конфликтами, не испытывают которых только еще не имеющие опыта новорожденные (рассказ «В подвале»). В рассказе (1901) незаконнорожденный младенец, принесенный матерью в подвал — место обитания проституток, воров и других лишних людей, становится для них на какой-то момент надеждой на другую, лучшую жизнь. Хижняков, главный герой рассказа, «видел ребенка, который родился, и ему казалось, что это родился он сам для новой жизни, и жить будет долго, и жизнь его будет прекрасна».


Лукин Д. С.,
ведущий методист сектора организационно-методической работы

 

 

Петька на даче


Валя


Ангелочек


Кусака

 
             
line decor
   Главная       Новости       Карта сайта e-mail: asplib@yandex.ru    
line decor
  

Учредители: Министерство культуры Тверской области

170034 г.Тверь пр. Чайковского д.26. Тел: 34-28-54 E-mail: info@tvercult69.ru